РПР
Аналитический отчёт
об эффективности принятых мер по организации образовательного процесса на уровне основного общего образования на основе результатов Региональных проверочных работ по математике, проведенных в декабре 2020 г. в МБОУ «СОШ с. Грачев Куст»
В декабре 2020 года РПР проводились в целях:
- осуществления входного мониторинга качества образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования;
- совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях;
- корректировки организации образовательного процесса по учебному предмету на 2020-2021 учебный год.
Участниками РПР в декабре 2020 г. являлись обучающиеся 9 классов МБОУ «СОШ с. Грачев Куст».
В настоящем Отчёте представлены особенности реализации образовательной программы основного общего образования в МБОУ «СОШ с. Грачев Куст» на основе результатов РПР, проведенных в декабре 2020 г.
Для эффективной организации и корректировки образовательного процесса составлен план мероприятий («дорожная карта») по реализации образовательной программы основного общего образования на основе результатов РПР, проведенных в декабре 2020 г.
Работа проводилась согласно Аналитической справки по результатам РПР (I этап) по математике для обучающихся 9 классов образовательных организациях Саратовской области» состоявшихся в 2020/2021 учебном году» и «Методическому анализу результатов региональной проверочной работы по математике в 9 классе» № 15 от 28.01.2021 г. разработанными в ГАУ СО «РЦОКО».
На этапе анализа результатов проведён анализ результатов РПР в 9 классе для каждого обучающегося общеобразовательной организации.
Учителя-предметники, школьное методическое объединение в срок до 10 февраля 2021 г. провели анализ результатов РПР в 9 классах по математике для каждого обучающегося 9 класса. В результате проведенного анализа определились проблемные поля, дефициты в виде несформированных планируемых результатов для каждого обучающегося, класса, на основе данных о выполнении каждого из заданий участниками, получившими разные баллы за работу.
Результаты такого анализа оформили в виде аналитической справки, в которых отображаются дефициты по конкретным темам РПР для каждого обучающегося 9 класса МБОУ «СОШ с. Грачев Куст». В процессе реализации организационно-методического этапа в срок до 15 февраля учителя математики внесла изменения в рабочую программу по учебным предметам «Алгебра» и «Геометрия» в соответствующие разделы рабочей программы (планируемые результаты, содержание учебного предмета/ тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы). Изменения, направлены на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в обобщенном плане региональной проверочной работы по математике.
Изменения, вносимые в рабочие программы по учебному предмету утверждены в виде «Приложения к рабочей программе по учебному предмету на 2020-2021 учебный год». (протокол № 4 от 15.02.2021г.), согласованы у заместителя директора по УВР (16.02.2021г.), утверждены директором школы.
В срок до 15 февраля 2021 г. учитель математики Бондарева Г.П. с учетом индивидуальных затруднений обучающихся, выявленных по результатам выполнения РПР, разработала индивидуальные образовательные маршруты по формированию умений, видов деятельности (предметных и метапредметных результатов), характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Разработанные индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся позволили организовать и реализовать индивидуальную и совместную самостоятельную работу обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
Реализуя обучающий этап анализа в срок с 15 февраля 2021 года по 15 марта 2021 года учителем математики организованы и проведены учебные занятия в соответствии с изменениями, внесенными в рабочую программу по учебному предмету, направленными на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в обобщенном плане варианта проверочной работы по конкретному учебному предмету, в том числе на основе индивидуальных образовательных маршрутов.
В срок с 15 февраля по 23 марта 2021 года учитель при планировании и реализации образовательного процесса включают в состав учебных занятий для проведения текущей, тематической оценки обучающихся задания для оценки несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в контрольно-измерительных материалах региональной проверочной работы по математике.
В МБОУ «СОШ с. Грачев Куст» проведён анализ результатов текущей, тематической и промежуточной оценки планируемых результатов образовательной программы основного общего образования с учетом несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в обобщенном плане варианта проверочной работы по математике.
Анализ результатов текущей, тематической и промежуточной оценки планируемых
результатов образовательной программы основного общего образования проведён учителями-предметниками, руководителями школьных методических объединений, заместителем директора по УВР.
Результаты такого анализа оформлены в виде аналитического отчета, в котором отражена динамика сформированности у каждого обучающегося выявленных по результатам ВПР проблемных полей, дефицитов умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в обобщенном плане варианта проверочной работы по математике.
Анализ результатов РПР по математике (II этап)
Проблемные поля, выявленные по результатам ВПР по математике
Класс | Блоки ООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС | Выполнение заданий менее 50% | Процент выполнения в работе |
5 | 4. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; час - минута, минута - секунда; километр - метр, метр - дециметр, дециметр - сантиметр, метр - сантиметр, сантиметр - миллиметр) | 33,33 | 58,33 |
5.1. Умение исследовать, распознавать геометрические фигуры. Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата. | 38,89 | 63,89 | |
5.2. Умение изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника. | 16,67 | 33.33 | |
7. Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять письменно действия с многозначными числами | 27,78 | 58,33 | |
(сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком). | |||
8. Умение решать текстовые задачи. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; час - минута, минута - секунда; километр - метр, метр - дециметр, дециметр - сантиметр, метр - сантиметр, сантиметр - миллиметр); решать задачи в 3-4 действия. | 31,94 | 58,33 | |
9.2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). | 30,56 | 38,89 | |
10. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Собирать, представлять, интерпретировать информацию | 23,61 | 38,89 | |
12. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Решать задачи в 3-4 действия. | 1,39 | 33,33 | |
6 | 1. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Оперировать на базовом уровне понятием «натуральное число». | 11,54 | 30,77 |
4. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части. | 23,08 | 30,77 | |
6. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих три величины; выделять эти величины и отношения между ними; знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки. | 30,77 | 57,69 | |
8. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Находить процент от числа, число по проценту от него; находить процентное отношение двух чисел; находить процентное снижение или процентное повышение величины. | 15,38 | 30,77 | |
10. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Решать | 36,54 | 57,69 | |
задачи на покупки, решать несложные логические задачи методом рассуждений. | |||
12.1. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях. | 26,92 | 36,54 | |
12.2. Развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, развитие изобразительных умений. Выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни. | 30,77 | 57,69 | |
13. Развитие пространственных представлений. Оперировать на базовом уровне понятиями: «прямоугольный параллелепипед», «куб», «шар». | 15,38 | 30,77 | |
14. Умение проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений. Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности. | 1,92 | 26,92 | |
7 | 1. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Оперировать на базовом уровне понятием целое число | 47,37 | 60,52 |
2. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Оперировать на базовом уровне понятием обыкновенная дробь, смешанное число | 36,84 | 52,63 | |
3. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части | 21,05 | 47,37 | |
4. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Оперировать на базовом уровне понятием десятичная дробь | 31,58 | 52,63 | |
7. Овладение символьным языком алгебры. Оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа | 21,05 | 47,37 | |
8. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Сравнивать рациональные числа / упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных дробей, десятичных дробей | 42,11 | 52,63 | |
9. Овладение навыками письменных вычислений. Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений | 7,89 | 31,58 | |
10. Умение анализировать, извлекать необходимую информацию. Решать несложные логические задачи, | 36,84 | 47,37 | |
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях | |||
11. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин. Решать задачи на покупки, находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины | 10,53 | 31,58 | |
12. Овладение геометрическим языком, развитие навыков изобразительных умений, навыков геометрических построений. Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломанная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки. | 31,58 | 52,63 | |
13. Умение проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений. Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности | 5,26 | 31,58 | |
8 | 5. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин. Решать задачи на покупки; находить процент от числа, число по проценту от него, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины. | 43,48 | 60,87 |
7. Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений | 47,83 | 60,87 | |
8. Овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функцио материал, работать по сборникам в целях успешной подготовки к ВПР. Проводить систематическую работу по формированию правильного распределения учебного времени при выполнении контрольной работы. Организовать работу по организации повторения и закрепления материала, который из года в год вызывает затруднение у многих выпускников. нальнографические представления. Строить график линейной функции | 21,74 | 36,96 | |
9. Овладение приёмами решения уравнений, систем уравнений. Оперировать на базовом уровне понятиями «уравнение», «корень уравнения»; решать системы несложных линейных уравнений / решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным, с помощью тождественных преобразований | 30,43 | 56,52 | |
10. Умение анализировать, извлекать необходимую информацию, пользоваться оценкой и прикидкой при | 30,43 | 47,83 | |
практических расчётах. Оценивать результаты вычислений при решении практических задач / решать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат | |||
11. Овладение символьным языком алгебры. Выполнять несложные преобразования выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращённого умножения | 21,74 | 36,96 | |
12. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Сравнивать рациональные числа / знать геометрическую интерпретацию целых, рациональных чисел | 36,96 | 56,52 | |
13. Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; применять для решения задач геометрические факты | 30,43 | 56,52 | |
14. Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде / применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения | 10,87 | 30,43 | |
15. Развитие умения использовать функционально графические представления для описания реальных зависимостей. Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков / иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам | 0 | 21,74 | |
16. Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера. Решать задачи разных типов (на работу, покупки, движение) / решать простые и сложные задачи разных типов, выбирать соответствующие уравнения или системы уравнений для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи. | 8,7 | 30,43 | |
9 | 8. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Оценивать значение квадратного корня из | 42,31 | 56,16 |
положительного числа / знать геометрическую интерпретацию целых, рациональных, действительных чисел | |||
9. Овладение символьным языком алгебры. Выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений, использовать формулы сокращённого умножения | 23,08 | 32,69 | |
10. Формирование представлений о простейших вероятностных моделях. Оценивать вероятность события в простейших случаях / оценивать вероятность реальных событий и явлений в различных ситуациях | 0 | 11,54 | |
11. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Решать задачи на покупки; находить процент от числа, число по проценту от него, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины | 23,08 | 32,69 | |
12. Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде, применять для решения задач геометрические факты. | 26,92 | 32,69 | |
13. Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, применять для решения задач геометрические факты. | 11,54 | 23,08 | |
14. Овладение геометрическим языком; формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, приводить примеры и контрпримеры для подтверждения высказываний. | 23,08 | 32,69 | |
15. Развитие умений моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенную модель с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры. Использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического содержания. | 0 | 11,54 | |
16. Развитие умения использовать функционально графические представления для описания реальных зависимостей. Представлять данные в виде таблиц, | 32,69 | 56,16 | |
диаграмм, графиков / иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам. | |||
17. Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур / применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения. | 0 | 11,54 | |
18. Развитие умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, умений моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры. Решать задачи разных типов (на производительность, движение) / решать простые и сложные задачи разных типов, выбирать соответствующие уравнения или системы уравнений для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи. | 0 | 23,08 | |
19. Развитие умений точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства. Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности. | 0 | 11,54 |
Выводы:
Анализ результатов выполнения заданий РПР II этап, включающей задания - проблемные поля по результатам РПР (I этап) по учебному предмету «Математика» позволил сделать выводы об успешности выполнения каждого задания контрольных измерительных материалов, а также выявить задания, вызвавшие наибольшие трудности в целом. Следует отметить, что по результатам контрольных работ прослеживается положительная динамика выполнения заданий.
Причины низких результатов РПР по математике:
1. Низкий уровень сформированности логических и знаково-символических УУД.
2. Неумение детей сравнивать и сопоставлять данные и полученный результат.
3. Особенности формулировки и характер задания (отдельные обучающиеся не поняли задание и, как следствие, выполнили его неверно)
4. Индивидуальные особенности некоторых учащихся (в том числе, эмоциональное состояние во время выполнения работы, медлительность и нехватка времени на сосредоточенное выполнение заданий (старались сделать всё быстро, выполнили неверно).
5. Неоднородность контингента. В одном и том же классе обучаются дети, имеющие разные способности к предмету.
6. При работе в классе по ФГОС от учителя требуются дополнительные усилия при формировании у обучающихся навыка анализа самого задания РПР, что требует дополнительного времени на подготовку к урокам.
7. Особенности формулировок и содержания заданий. В работы были включены как
задания, охватывающие непосредственное содержание обучения математике, так и задания по формированию метапредметных умений. Это реальные задачи, проверяющие не только знание учащихся тех или иных алгоритмов и понимание смысла математических понятий, но и умение читать текст, анализировать его, искать оптимальные пути решения проблемы, описанной в тексте, делать осмысленный выбор и т.д. Многие задачи первой части работ носили именно такой характер, не были стандартными в отличие от заданий второй части. Этот фактор может быть одной из причин низкого уровня выполнения заданий стандартного типа второй части, так как учащиеся затратили большой объем сил и времени на выполнение задач первой части, имеющих непривычные им формулировки и требующие глубокого осознания.
8. Низкая мотивация обучающихся.
Рекомендации учителю-предметнику:
- при организации и проведении уроков необходимо включать задания, направленные на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по конкретному учебному предмету.
- при подготовке уроков связывать освоение нового учебного материала и формирование соответствующих планируемых результатов с теми умениями и видами деятельности, которые по результатам РПР были выявлены как проблемные поля, дефициты в разрезе каждого конкретного обучающегося, класса.
Общие выводы и рекомендации:
1. Анализ результатов выполнения заданий контрольных работ, включающих задания - проблемные поля по результатам РПР по математике позволил сделать выводы об успешности выполнения каждого задания контрольных измерительных материалов, а также выявить задания, вызвавшие наибольшие трудности в целом. Следует отметить, что по результатам РПР (IIэтап) прослеживается положительная динамика выполнения заданий.
2. Учителю математики обратить внимание на общие проблемные поля, выявленные по результатам РПР и формы работы, используемые в образовательном процессе. На завершающем этапе учебного процесса предусмотреть повторение и обобщение материала, изученного в основной школе, наиболее значимого для аттестации и написания РПР. Организовать системную индивидуальную работу по повышению качества предметных результатов на уроках. Организовать работу по развитию у обучающихся умений анализировать информацию. Организовать работу по развитию у обучающихся умений работать с текстами, картосхемами, профилями, иллюстрирующими различные объекты и процессы (при изучении соответствующих разделов курса). Усиленно повторять справочный материал, работать по сборникам в целях успешной подготовки к РПР. Проводить систематическую работу по формированию правильного распределения учебного времени при выполнении контрольной работы. Организовать работу по организации повторения и закрепления материала, который из года в год вызывает затруднение у многих выпускников.
3. Руководителю ШМО провести методическое объединение и организовать методические работы по урочной и внеурочной деятельности по дальнейшему формированию планируемых результатов по математике.
4. Администрации МБОУ «СОШ Грачев Куст» продолжить контроль за реализацией устранения проблемных полей, дефицитов в виде несформированных планируемых результатов, выявленных в результате ВПР.
28.02.2021г.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Гейко О.Д.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка лайков вк