Меню
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

РПР

Аналитический отчёт

 об эффективности принятых мер по организации образовательного процесса на уровне основного общего образования на основе результатов Региональных проверочных  работ по математике, проведенных в декабре 2020 г. в МБОУ «СОШ  с. Грачев Куст»

В декабре  2020 года РПР проводились в целях:

- осуществления входного мониторинга качества образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования;

- совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях;

- корректировки организации образовательного процесса по учебному  предмету на 2020-2021 учебный год.

Участниками РПР в декабре 2020 г. являлись обучающиеся 9 классов МБОУ «СОШ с. Грачев Куст».

В настоящем Отчёте представлены особенности реализации образовательной программы основного общего образования в МБОУ «СОШ с. Грачев Куст» на основе результатов РПР, проведенных в декабре 2020 г.

Для эффективной организации и корректировки образовательного процесса составлен план мероприятий («дорожная карта») по реализации образовательной  программы основного общего образования на основе результатов РПР, проведенных в декабре 2020 г.

Работа проводилась согласно  Аналитической справки по результатам РПР (I этап) по математике для обучающихся 9 классов образовательных организациях Саратовской области» состоявшихся в 2020/2021 учебном году» и «Методическому анализу результатов региональной проверочной работы по математике в 9 классе» № 15 от 28.01.2021 г.  разработанными  в ГАУ СО «РЦОКО».

На этапе анализа результатов проведён анализ результатов РПР в  9 классе для каждого обучающегося общеобразовательной организации.

Учителя-предметники, школьное  методическое  объединение  в срок до 10 февраля  2021 г. провели анализ результатов РПР в  9 классах по математике   для каждого обучающегося 9 класса. В результате проведенного анализа определились проблемные поля, дефициты в виде несформированных планируемых результатов для каждого обучающегося, класса, на основе данных о выполнении каждого из заданий участниками, получившими разные баллы за работу.

Результаты такого анализа оформили в виде аналитической  справки, в которых отображаются дефициты по конкретным темам РПР для каждого обучающегося 9  класса МБОУ «СОШ с. Грачев Куст». В процессе реализации организационно-методического этапа в срок до 15 февраля  учителя математики  внесла изменения в рабочую  программу  по учебным предметам «Алгебра» и «Геометрия» в соответствующие разделы рабочей программы (планируемые результаты, содержание учебного предмета/ тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы). Изменения, направлены на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в обобщенном плане региональной  проверочной работы по математике.

Изменения,  вносимые в рабочие программы по учебному предмету утверждены в виде «Приложения к рабочей программе по учебному предмету на 2020-2021 учебный год». (протокол № 4 от 15.02.2021г.), согласованы у заместителя директора по УВР (16.02.2021г.), утверждены директором школы.

В срок до 15 февраля 2021 г. учитель математики Бондарева Г.П. с учетом индивидуальных затруднений обучающихся, выявленных по результатам выполнения РПР, разработала индивидуальные образовательные маршруты по формированию умений, видов деятельности (предметных и метапредметных результатов), характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Разработанные индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся позволили организовать и реализовать индивидуальную и совместную самостоятельную работу обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Реализуя обучающий этап анализа в срок с 15 февраля 2021 года по 15 марта  2021 года учителем  математики организованы  и проведены учебные занятия в соответствии с изменениями, внесенными в рабочую программу по учебному предмету, направленными на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в обобщенном плане варианта проверочной работы по конкретному учебному предмету, в том числе на основе индивидуальных образовательных маршрутов.

В срок с 15 февраля  по 23  марта  2021 года учитель  при планировании и реализации образовательного процесса включают в состав учебных занятий для проведения текущей, тематической оценки обучающихся задания для оценки несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в контрольно-измерительных материалах  региональной проверочной работы по математике.

В МБОУ «СОШ с. Грачев Куст»  проведён анализ результатов текущей, тематической и промежуточной оценки планируемых результатов образовательной программы основного общего образования с учетом несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в обобщенном плане варианта проверочной работы по математике.

Анализ результатов текущей, тематической и промежуточной оценки планируемых

результатов образовательной программы основного общего образования проведён учителями-предметниками, руководителями школьных методических объединений, заместителем директора по УВР.

Результаты такого анализа оформлены в виде аналитического отчета, в котором отражена динамика сформированности у каждого обучающегося выявленных по результатам ВПР проблемных полей, дефицитов умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в обобщенном плане варианта проверочной работы по математике.

Анализ результатов РПР по математике (II этап)

Проблемные поля, выявленные по результатам ВПР по математике

Класс

Блоки ООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС

Выполнение заданий менее 50%

Процент

выполнения

в

работе

5

4. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; час - минута, минута - секунда; километр - метр, метр - дециметр, дециметр - сантиметр, метр - сантиметр, сантиметр - миллиметр)

33,33

58,33



5.1. Умение исследовать, распознавать геометрические фигуры. Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата.

38,89

63,89



5.2. Умение изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.

16,67

33.33



7. Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять письменно действия с многозначными числами

27,78

58,33



(сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком).







8. Умение решать текстовые задачи. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; час - минута, минута - секунда; километр - метр, метр - дециметр, дециметр - сантиметр, метр - сантиметр, сантиметр - миллиметр); решать задачи в 3-4 действия.

31,94

58,33



9.2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

30,56

38,89



10. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Собирать, представлять, интерпретировать информацию

23,61

38,89



12. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Решать задачи в 3-4 действия.

1,39

33,33

6

1. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Оперировать на базовом уровне понятием «натуральное число».

11,54

30,77



4. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.

23,08

30,77



6. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих три величины; выделять эти величины и отношения между ними; знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки.

30,77

57,69



8. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Находить процент от числа, число по проценту от него; находить процентное отношение двух чисел; находить процентное снижение или процентное повышение величины.

15,38

30,77



10. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Решать

36,54

57,69



задачи на покупки, решать несложные логические задачи методом рассуждений.







12.1. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях.

26,92

36,54



12.2. Развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, развитие изобразительных умений. Выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.

30,77

57,69



13. Развитие пространственных представлений. Оперировать на базовом уровне понятиями: «прямоугольный параллелепипед», «куб», «шар».

15,38

30,77



14. Умение проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений. Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности.

1,92

26,92

7

1. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Оперировать на базовом уровне понятием целое число

47,37

60,52



2. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Оперировать на базовом уровне понятием обыкновенная дробь, смешанное число

36,84

52,63



3. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части

21,05

47,37



4. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Оперировать на базовом уровне понятием десятичная дробь

31,58

52,63



7. Овладение символьным языком алгебры. Оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа

21,05

47,37



8. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Сравнивать рациональные числа / упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных дробей, десятичных дробей

42,11

52,63



9. Овладение навыками письменных вычислений. Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений

7,89

31,58



10. Умение анализировать, извлекать необходимую информацию. Решать несложные логические задачи,

36,84

47,37



находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях







11. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин. Решать задачи на покупки, находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины

10,53

31,58



12. Овладение геометрическим языком, развитие навыков изобразительных умений, навыков геометрических построений. Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломанная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки.

31,58

52,63



13. Умение проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений. Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности

5,26

31,58

8

5. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин. Решать задачи на покупки; находить процент от числа, число по проценту от него, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины.

43,48

60,87



7. Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений

47,83

60,87



8. Овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функцио материал, работать по сборникам в целях успешной подготовки к ВПР. Проводить систематическую работу по формированию правильного распределения учебного времени при выполнении контрольной работы. Организовать работу по организации повторения и закрепления материала, который из года в год вызывает затруднение у многих выпускников.
нально­графические представления. Строить график линейной функции

21,74

36,96



9. Овладение приёмами решения уравнений, систем уравнений. Оперировать на базовом уровне понятиями «уравнение», «корень уравнения»; решать системы несложных линейных уравнений / решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным, с помощью тождественных преобразований

30,43

56,52



10. Умение анализировать, извлекать необходимую информацию, пользоваться оценкой и прикидкой при

30,43

47,83



практических расчётах. Оценивать результаты вычислений при решении практических задач / решать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат







11. Овладение символьным языком алгебры. Выполнять несложные преобразования выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращённого умножения

21,74

36,96



12. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Сравнивать рациональные числа / знать геометрическую интерпретацию целых, рациональных чисел

36,96

56,52



13. Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; применять для решения задач геометрические факты

30,43

56,52



14. Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде / применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения

10,87

30,43



15. Развитие умения использовать функционально графические представления для описания реальных зависимостей. Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков / иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам

0

21,74



16. Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера. Решать задачи разных типов (на работу, покупки, движение) / решать простые и сложные задачи разных типов, выбирать соответствующие уравнения или системы уравнений для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи.

8,7

30,43

9

8. Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Оценивать значение квадратного корня из

42,31

56,16



положительного числа / знать геометрическую интерпретацию целых, рациональных, действительных чисел







9. Овладение символьным языком алгебры. Выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений, использовать формулы сокращённого умножения

23,08

32,69



10. Формирование представлений о простейших вероятностных моделях. Оценивать вероятность события в простейших случаях / оценивать вероятность реальных событий и явлений в различных ситуациях

0

11,54



11. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Решать задачи на покупки; находить процент от числа, число по проценту от него, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины

23,08

32,69



12. Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде, применять для решения задач геометрические факты.

26,92

32,69



13. Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, применять для решения задач геометрические факты.

11,54

23,08



14. Овладение геометрическим языком; формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, приводить примеры и контрпримеры для подтверждения высказываний.

23,08

32,69



15. Развитие умений моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенную модель с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры. Использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического содержания.

0

11,54



16. Развитие умения использовать функционально графические представления для описания реальных зависимостей. Представлять данные в виде таблиц,

32,69

56,16



диаграмм, графиков / иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам.







17. Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур / применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения.

0

11,54



18. Развитие умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, умений моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры. Решать задачи разных типов (на производительность, движение) / решать простые и сложные задачи разных типов, выбирать соответствующие уравнения или системы уравнений для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи.

0

23,08



19. Развитие умений точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства. Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности.

0

11,54

Выводы:

Анализ результатов выполнения заданий РПР II этап, включающей задания - проблемные поля по результатам РПР (I этап)  по учебному предмету «Математика» позволил сделать выводы об успешности выполнения каждого задания контрольных измерительных материалов, а также выявить задания, вызвавшие наибольшие трудности в целом. Следует отметить, что по результатам контрольных работ прослеживается положительная динамика выполнения заданий.

Причины низких результатов РПР по математике:

1. Низкий уровень сформированности логических и знаково-символических УУД.

2. Неумение детей сравнивать и сопоставлять данные и полученный результат.

3. Особенности формулировки и характер задания (отдельные обучающиеся не поняли задание и, как следствие, выполнили его неверно)

4. Индивидуальные особенности некоторых учащихся (в том числе, эмоциональное состояние во время выполнения работы, медлительность и нехватка времени на сосредоточенное выполнение заданий (старались сделать всё быстро, выполнили неверно).

5. Неоднородность контингента. В одном и том же классе обучаются дети, имеющие разные способности к предмету.

6. При работе в классе по ФГОС от учителя требуются дополнительные усилия при формировании у обучающихся навыка анализа самого задания РПР, что требует дополнительного времени на подготовку к урокам.

7. Особенности формулировок и содержания заданий. В работы были включены как

задания, охватывающие непосредственное содержание обучения математике, так и задания по формированию метапредметных умений. Это реальные задачи, проверяющие не только знание учащихся тех или иных алгоритмов и понимание смысла математических понятий, но и умение читать текст, анализировать его, искать оптимальные пути решения проблемы, описанной в тексте, делать осмысленный выбор и т.д. Многие задачи первой части работ носили именно такой характер, не были стандартными в отличие от заданий второй части. Этот фактор может быть одной из причин низкого уровня выполнения заданий стандартного типа второй части, так как учащиеся затратили большой объем сил и времени на выполнение задач первой части, имеющих непривычные им формулировки и требующие глубокого осознания.

8.   Низкая мотивация обучающихся.

Рекомендации учителю-предметнику:

- при организации и проведении уроков необходимо включать задания, направленные на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по конкретному учебному предмету.

- при подготовке уроков связывать освоение нового учебного материала и формирование соответствующих планируемых результатов с теми умениями и видами деятельности, которые по результатам РПР были выявлены как проблемные поля, дефициты в разрезе каждого конкретного обучающегося, класса.

Общие выводы и рекомендации:

1. Анализ результатов выполнения заданий контрольных работ, включающих задания - проблемные поля по результатам РПР  по математике позволил сделать выводы об успешности выполнения каждого задания контрольных измерительных материалов, а также выявить задания, вызвавшие наибольшие трудности в целом. Следует отметить, что по результатам РПР (IIэтап)  прослеживается положительная динамика выполнения заданий.

2. Учителю математики обратить внимание на общие проблемные поля, выявленные по результатам РПР и  формы работы, используемые в образовательном процессе. На завершающем этапе учебного процесса предусмотреть повторение и обобщение материала, изученного в основной школе, наиболее значимого для аттестации и написания РПР. Организовать системную индивидуальную работу по повышению качества предметных результатов на уроках. Организовать работу по развитию у обучающихся умений анализировать информацию. Организовать работу по развитию у обучающихся умений работать с текстами, картосхемами, профилями, иллюстрирующими различные объекты и процессы (при изучении соответствующих разделов курса). Усиленно повторять справочный материал, работать по сборникам в целях успешной подготовки к РПР. Проводить систематическую работу по формированию правильного распределения учебного времени при выполнении контрольной работы. Организовать работу по организации повторения и закрепления материала, который из года в год вызывает затруднение у многих выпускников.

3. Руководителю ШМО провести методическое  объединение  и организовать методические работы по урочной и внеурочной деятельности по дальнейшему формированию планируемых результатов по математике.

4.   Администрации МБОУ «СОШ Грачев Куст»  продолжить контроль за реализацией устранения проблемных полей, дефицитов в виде несформированных планируемых результатов, выявленных в результате ВПР.

28.02.2021г.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Гейко О.Д.